Берегите детские души

    Наша беседа с настоятелем храма Святого Николая отцом Вадимом не выглядела неким назиданием или поучением обличённого саном духовника. Как и все мы, этот человек не мог оказаться безучастным и равнодушным к проблеме, которая, так или иначе, касается любого и каждого. Проблеме воспитания детей.
DSC01808 — «Первые свои дурные привычки наши дети выносят не из школы, но сами приносят их в школу» (Квинтиллион). По обыкновению они перенимают их у своих родителей, которые частенько подают им дурной пример. Порою в стенах родного дома они видят и слышат такое, с чем в продолжение своей жизни не должны быть знакомы вообще. Со временем всё это обращается в привычку, а потом во вторую природу и злосчастные малютки становятся порочными прежде, чем начинают знать, что такое порок. Так рассуждает языческий мудрец. К сожалению, слова мудреца актуальны и для нашего времени. Некоторые дети приходят в школу уже испорченными, неся с собою целый ворох пороков и дурных наклонностей, как-то: ложь, обман, самолюбие, строптивость, упрямство. Эти и подобные привычки, нажитые детьми в домах родителей или в уличном товариществе. Прежде чем ученик попадет в руки учителя, он успевает настолько огрубеть, что последний просто обязан владеть труднейшим из существующих в веках искусств, искусством воспитания. Но в то короткое время в течение коего дети находятся под руководством и надзором воспитателей или учителей, почти невозможно или до чрезвычайности трудно исправить то, что было испорчено ранее. К этому нужно присовокупить и то обстоятельство, что некоторые родители не хотят идти рука об руку с учителями и нередко противодействуют им, разубеждая детей своих в том, чему научили их школа и Церковь.
— Можете ли Вы указать причину неблаговоспитанности наших детей в них самих?
— Нет спору, что сердце человека, а следовательно и дитяти, испорченное наследственным первородным грехом, с самого рождения его склонно более к злу, чем к добру. Однако дитя, по учению нашей Православной Церкви, не настолько испорчено, чтобы оно совсем не было восприимчиво для добра и, чтобы его нельзя было благоразумным воспитанием с раннего возраста направить к добродетели. Напротив, сердце дитяти, как говорит один из святых отцов, подобно мягкому воску, на котором так же легко может запечатлеваться образ Бога, как и образ сатаны. Какой именно образ получат они зависит от тех, кто кладёт свою печать. А кладет ее не кто иной, как родители, передающие своим детям свое тело и свою душу.
— Но есть и такие дети, которые от природы бываю настолько склонны к злу, что даже при самом умелом и бдительном их воспитании остаются неисправимыми. Как быть в таком случае?
— Совершенно справедливо подмечено, что некоторые дети появляются на свет с дурными наклонностями от природы. Откуда, спрошу я, пришло это зло? Многие наследуют его от своих же отцов и матерей. Они, так сказать, всасывают его в себя вместе с молоком матерей. Если это так, то свободны ли тогда родители от вины? И не следует ли повторить того, что уже сказано выше: ни одно дитя не является в свет настолько дурным и испорченным, чтобы его нельзя было направить к добру, сколь бы ни были приложены к делу воспитания надлежащее старание и умение? Вместе с одним из древних мудрецов (Плутархом) я должен сказать: «Как ни груба, невосприимчива, бывает от природы почва земли, однако при тщательном и заботливом уходе и она со временем делается способною приносить обильные плоды». Если человек может достигать успехов в деле укрощения диких неразумных зверей, то почему же для тебя, христианский отец, и для тебя, христианская мать, невозможно воспитать и обуздать твоего, пусть от природы такого же дикого и необузданного, но одаренного разумом сына…?
— Часто слышим от иных родителей: «Мои дети были бы вполне честными, воспитанными и благонравными, но на улице и в той, же школе они общаются с испорченными и безнравственными детьми, под влиянием которых грубеют, портятся, перенимая разные шалости и пороки».
— Не говоря о пристрастии, с каким родитель по чувству чрезмерной любви к своим детям относиться при оценке их достоинств и качеств, я спрошу тебя, христианский отец: не твоя ли священная обязанность со всею строгостью следить за тем, чтобы дети твои не имели общения с дурными товарищами, от которых они могут портиться и развращаться? Или ты не знаешь того горя, которое Господь изрекает через пророка Иезекииля (См.: Иез. 34: 1 — 9) на тех пастырей, которые не радеют о рассеявшемся стаде и не защищают его от хищных зверей? Итак, видите, христианские родители, что и ссылкою на дурное товарищество нельзя извинять себя в недостатках доброго воспитания детей ваших.
— Не заключена ли причина неблагонравия, нравственной испорченности нашего юношества, главным образом, в испорченности духа нашего времени?
— Многие из родителей так действительно и думают, говоря: «Да, времена-то наши стали далеко не таковы, как прежде. Прежде, когда мы были молодыми, все было совсем другое, тогда и родители имели более весу и пользовались большим доверием и почтением. Нельзя не согласиться с тем, что в этом есть значительная доля правды. К сожалению, настоящее время действительно таково, что господствующим духом есть дух какого-то противления, произвола и самочиния. Ни власть родительская, ни власть церковная, ни власть гражданская, ничто не сохранило своей обязательной силы и значения. Утрачен авторитет старших, родителей и светского начальства, подорвано доверие к пастырям и учителям. Что этот недобрый дух оказывает растлевающее влияние преимущественно на детей и на подрастающее поколение — факт очевидный, не подлежащий сомнению.
— Следует ли из этого, что родители, хоть частично, могут слагать с себя вину за дурное воспитание своих детей? И неужели нет средства, идти против этого духа времени, отстраняя от детей его гибельное влияние? Не в этом ли, собственно, и состоит задача домашнего воспитания?
— Конечно, если родители, особенно отцы, сами думают, что нельзя плыть против течения, значит, они не могут предохранить от вредного влияния своих детей. Если отец сам безоглядно увлечен новомодным просвещением, так называемым «прогрессом», если сам нерадиво относится к своим религиозным обязанностям, редко посещает храм Божий, дозволяет себе легкомысленно и с насмешкою говорить о религиозных предметах при своих детях, то может ли он ожидать от них почтения и уважения к себе? Ведь, если родители не почитают Бога и Его Церковь, то каким образом дети могут питать страх и уважение к своему отцу и матери? Если родители при детях дозволяют себе дурно говорить о духовной и светской власти и их распоряжениях, тогда и дети теряют уважение к родительской власти. Коль христианские родители искренне желают, чтобы растлевающий дух времени не касался их детей, они сначала обязаны искоренить его в самих себе и крепко держаться той доброй нравственности, которую содержат христианство и Православная Церковь Христова.
Существуют десять заповедей Божьих. Эти заповеди нужно соблюдать, как нужно соблюдать и великие таинства, которые сопровождают человека от колыбели до вечности. Вот они семь заповедей: Крещение, Миропомазание, Покаяние, Причащение, Брак, Елеосвящение, Священство. Знать и исполнять эти заповеди и таинства должен каждый христианин, ибо они дают человеку духовное здоровье, здравие телесное, душевный покой, благоденствие и всё то наилучшее, что есть в благословенном мире….
В наших статьях вы сможете ознакомиться с этими таинствами и обрядами, сопровождающими эти таинства. Вы узнаете о том, как вести себя во время их совершения. И самое главное, сможете научить этому ваших детей, дабы они были духовно здоровы, здравы телом и имели то лучшее, что есть в нашем благословенном мире.
С молитвой о вас и ваших чадах, дорогие родители,
Настоятель восстанавливающегося храма
Святителя Николая протоиерей Вадим.

© Владимир Дмитриев

(Визитов на страницу 112. Ежедневно 1 )