Наболело

Разговор с учительницей начальных классов Викторией Ивановой состоялся совсем не запланировано. Просто совпали время и место. На вопрос о нынешнем положении дел в школьной образовательной системе неожиданно для себя я получил искреннюю отповедь человека душою болеющего за своё дело. Суть беседы с Викторией я постарался отобразить в виде откровения человека, у которого, как говорится… наболело.
ПОРТРЕТ— Каждый раз, набирая новых первоклассников, вижу другое поколение детей — более дерзких, невоспитанных, порою, простите, наглых, а в последние годы еще и не умеющих дружить и общаться друг с другом.
Что же происходит с нашими детьми? Почему и как они перестали быть детьми в прямом понимании этого слова?
Давайте посмотрим по сторонам. Конечно, можно спорить, можно вовсе не соглашаться, но рано или поздно придётся всё-таки признать, что мир, в котором мы сегодня живем, стал агрессивен по отношению к ребенку. Стремительное развитие техники, убыстрение темпов жизни, экономические проблемы…. И при всём этом, в одночасье куда-то затерялись, исчезли из детского обихода наши добрые игрушки, книги, мультфильмы, дорогие сердцу образы из мира сказочного волшебства, мультипликационные и литературные герои, на которых выросло не одно поколение. Нынешняя индустрия развлечений и игр устроена таким образом, что просто разрушает психику малышей, их духовный мир. Я уже не говорю о телевидении, которое сплошь и рядом пропагандирует зло, жестокость, насилие, как сами собою разумеющиеся. Нам, взрослым, это не приносит вреда. У нас уже сформированы основы нравственности и морали, но для детской психики это серьезные испытания. Наши детки получают основы взрослой жизни раньше времени. Вот вам, кстати, и ответ на вопрос, почему? Почему наши дети растут бездушными, безразличными, а порою, просто злыми. Им уже совсем не по нраву сказки про Золушку, Ивана-царевича и Серого Волка, Русалочку и Аленький Цветочек. Теперь игры в Бэтмана, Человека-паука занимают главное место, незаметно подменив прежние игры в моряков, космонавтов, пограничников, врачей, кукольные игры в мам и дочек…
Посмотрите, традиции домашнего семейного чтения практически исчезли из нашей с вами жизни. Родителям обычно некогда, бабушка теперь не очень и хочет, а в итоге я сталкиваюсь с первоклассниками, которые никогда не слышали даже всем известные сказки про Репку и Теремок. Открыв рот слушают, как я читаю про сестрицу Аленушку и братца Иванушку. А ведь детские сказки и рассказы – основы основ формирования нравственности: понятий добра и зла, умений сопереживать другим. Формирования того главного, для чего нам и дается детство. Есть родители, умудряющиеся вообще заменить этот основополагающий этап духовного развития маленькой личности на «натаскивание» к школе. И при этом они нисколько не задумываются, что без духовного воспитания их ребёнок по итогу станет моральным уродцем и организует им кучу проблем уже к пятому классу.
Несколько последних лет наблюдаю в школе поколение первоклассников, которые не умеют не то, чтобы играть, общаться друг с другом. В каждом классе найдутся такие молчаливые сутулые дети-старички, которые каждую переменку молча сидят в уголке или под партой и играют на своём телефоне. Их практически невозможно заинтересовать, увлечь подвижными играми или веселыми рассказами. Они абсолютно закрыты от общения с другими. Всё их детство на экране телефона. А что? Маме удобно, с лишними (по её мнению) вопросами каждую минуту не лезет, на улице почти не бегает, всё время под присмотром, даже дома не особо мусорит. А не будет слушаться – отберут телефон. И ведь знают, что тогда-то и начнутся… вопли, крики, истерики до падения на пол и размахивания руками и ногами. Телефон – игрушка-стимулятор. Только через годик-полтора, глядишь, уже и у самой той мамы истерика: «Помогите, спасите…!». Так и хочется спросить: А чем вы думали, давая телефон пятилетнему малышу?».
Так что вместе честно признаем, что никто, кроме нас самих, не виноват в отсутствии у наших детей веселого и интересного детства. Им бы в дворовых песочницах или в тот же мяч погонять, по кустам да заборам полазить, хлястик на сандалии оторвав. Отутюженную рубашку соком шелковицы, в том же дворе растущей, запачкать. При этом в простом и непринуждённом общении со сверстниками дети приобретают верных друзей на всю свою дальнейшую жизнь. А мы им…? А мы им — гудящие равнодушием компьютеры и бесконечный телевизор. Нам так спокойнее, вернее, удобнее, уж простите за прямоту. Так и не заметим, как изо дня в день чужие, незнакомые дяди и тети с экрана тех же телефонов, планшетов и телевизоров воспитывают наше любимое детище, вкладывая в его душу и неокрепшее сознание чуждые и непонятные нам ценности. Странно. Вроде бы и растет ребенок в семье, родители его любят, видят и общаются с ним, а на поверку выходит, что чужой он. Чужой по духу. Парадокс, не правда ли?
По завершении встречи я спросил у Виктории существуют ли методы, возможности или какие-то учебные технологии, наконец, способные изменить сложившуюся на сегодняшний день нелицеприятную картинку.
— Есть, безусловно, есть, — не задумываясь, ответила она. Но об этом, уважаемые читатели, мы поговорим при следующей нашей встрече.

© Владимир Дмитриев

(Визитов на страницу 60. Ежедневно 1 )